Июль-август 1942 года. Войска фашистских захватчиков, форсировав водные преграды рек Дон и Кубань, имея превосходство в сухопутной технике и самолетах, устремились к Грозненским и Майкопским нефтеносным районам, которые им необходимы были для завершения молниеносной войны против Советского Союза. Проявляя неимоверную стойкость и мужество, советские солдаты и офицеры кровью поливали каждый обороняемый участок земли, и не редко оставались и остаются в ней по сегодняшний день безымянными, но до конца выполнившими свой долг перед Родиной.
6 августа немецкие части, переправившись через реку Лаба, стали развивать наступление на туапсинском направлении через город Майкоп. Чтобы сдерживать стремительное наступление врага, советская авиация штурмовала колонны техники и пехоты на подступах к Майкопу, выводила из строя мосты.
Весной 2021 года, поисковый отряд «Память» Совета ветеранов Республики Адыгея, проводя разведку местности в лесном массиве, за рекой Белой Майкопского района, в 41 квартале лесных угодий Краснооктябрьского семенного лесхоза, обнаружил воронку и множество фрагментов неизвестного самолета. Более 3 месяцев проводилась работа на месте падения по сбору оставшихся фрагментов самолета, исследованием которых было установлено следующее.
9 августа 1942 года, пилот самолета И-153 (Чайка) 267 истребительного авиационного полка сержант Петров Алексей Васильевич в паре с другим истребителем выполнял боевое задание по уничтожению переправы в районе хутора Красный Кут. Во время выполнения боевого задания самолеты были обстреляны зенитной артиллерией противника, самолет Петрова А.В. получил повреждение, а летчик видимо ранение.
Сержант Петров А.В. пытался «дотянуть» самолет до своего аэродрома, базировавшегося в районе Туапсе, но в лесном массиве за рекой Белой, за пос. Краснооктябрьский, упал на землю и взорвался. Летчик в последний момент выпрыгнул с парашютом, но он не успел раскрыться, и пилот погиб в 80-100 метрах от места падения самолета. Второй самолет И-153, из рассказа очевидца трагедии Сопина Николая Федоровича, сделал круг над местом падения и улетел в западном направлении.
Очевидцы трагедии в этот же день сообщили председателю сельского Совета о гибели летчика, и он организовал транспортировку тела, погибшего в п. Краснооктябрьский.
На сегодняшний день поисковый отряд пытается установить место захоронения летчика Петрова А.В. и место проживания его родственников, некогда живших в г. Баку.
В архивах Адыгеи не сохранились сведения о председателе Сельского совета, исполняющего свои обязанности до 11 августа 1942 года, возможно, его потомки смогли бы сообщить о месте захоронения героя.
Проводя работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, наш поисковый отряд обратил внимание на памятник неизвестным бойцам Красной Армии, погибшим в августе 1942 года, установленный на территории Краснооктябрьского сельского поселения Майкопского района. В ходе бесед с местными жителями: Рябовой Т.А., Оглоблиным В.И. и Науменко О.Н. была добыта информация о сбитом советском двухмоторном самолете над поселком Краснооктябрьский, а Оглоблин В.И. безошибочно показал место падения самолета. Выход на место падения самолета с металодетекторами дал свой результат, было поднято из земли множество фрагментов от фюзеляжа самолета. Как и с вышеуказанным самолетом И-153, не обошлось без вызова группы по разминированию Национальной гвардии России, которые вывезли для уничтожения на полигон реактивные снаряды, упавшие с этих самолетов. Из объяснений очевидцев, а вернее рассказов их родителей, из оставшихся фрагментов самолета и картотек «Кубанского плацдарма» складывается следующая картина событий: в августе 1942 года, до занятия г. Майкопа немецкими войсками, на аэродромах города базировались самолеты дальней авиации ДБ-3 и штурмовой авиации Ил-2. В один из дней, предположительно с 1 по 9 августа, с аэродрома поднялся двухмоторный советский самолет, эвакуировавший имущество и боеприпасы одной из авиационных частей на аэродром Черноморского побережья т.к. на месте падения было найдено большое количество разорвавшихся реактивных снарядов, различного стекла. Когда самолет летел на высоте примерно 500 метров, его обнаружили 2 немецких истребителя Ме-109. Между самолетами началась перестрелка, слышимая с земли жителями поселка. Затем наш самолет задымил и стал падать в сторону поселка Краснооктябрьского. Немецкие самолеты перестали стрелять и улетели в противоположном направлении. По свидетельству Науменко О.Н. перед землей один из членов экипажа, вроде бы стрелок, выпрыгнул, но парашют не раскрылся, и он разбился по траектории падения самолета в поле с кукурузой. Его после Великой Отечественной войны перезахоронили в братскую могилу к неизвестным солдатам. Горящий самолет, спланировав, грубо упал за поселком, перед садом Ясашного. Наблюдавшие за всем этим хуторяне бросились к самолету и помогли, двоим членам экипажа вылезти из носовой части самолета. Летчики, оказавшись за бортом самолета, стали размахивать руками и кричать людям, чтобы они бежали от самолета т.к. он сейчас взорвется. Самолет действительно начал взрываться. Когда все утихло, в кругу хуторян, летчик возмущался, что его сбивают во второй раз. Из свидетельств Науменко О.Н. следует, что летчикам из города Майкоп вызвали «скорую помощь» и их увезли в город. Из свидетельств Оглоблина В.И. двое летчиков сами ушли в лес по направлению к морю.
Коллеги по «Кубанскому плацдарму» на основании найденных фрагментов фюзеляжа с множеством технических номеров, других деталей и немецких источников побед их авиации пришли к выводу, что это останки советского транспортного самолета ПС-84 (Ли-2).
Важным элементом в установлении тождества самолета является его заводской номер, который пока не найден. Возможно, его сдали в металлолом, а возможно он лежит на месте падения самолета в земле и подает нам надежду установить имя или имена членов погибшего экипажа самолета.
Дорогой читатель. Я думаю, что ты не равнодушен к судьбе погибших воинов, отдавших самое прекрасное ради нас — свою жизнь. Мы перед ними в долгу.
Сколько семей, пусть уже не ждут, но хотели бы узнать судьбу о не вернувшемся с войны отце, деде, прийти к ним на могилку и низко поклониться.
Ждут вестей и о сержанте Петрове и о погибших в самолете ПС-84 и многих, многих других.
Может ты, что-то знаешь из рассказов своих родителей или других об этих и других трагических эпизодах прошедшей войны, забытых могилах воинов в лесах и горах, сообщи нам в Совет ветеранов Республики Адыгея по адресу: 385000 Республика Адыгея г. Майкоп ул. Крестьянская 236 тел. 8 (8772) 52-58-94.
Пользуясь, случаем, хочу поблагодарить за большую помощь, оказанную нашему отряду коллегами-поисковиками: Нефтегорского отделения «Кубанского плацдарма», Следственного комитета Республики Адыгея, Регионального отделения «Поисковое движение России», юнармейцами школ и колледжей Республики Адыгея и добровольцам.
Командир поискового отряда «Память»
Совета ветеранов Республики Адыгея Сахно В.А.
Газета «Советская Адыгея» №7 от 19.01.2022г.