О крушении самолета, подбитого в воздушном бою над небом Майкопа, мы знали давно. Знали, что он приземлился в лесопарковой зоне Майкопа, за рестораном «Мэздах» на восточной окраине пос. Краснооктябрьского в саду Ясашного. О судьбе экипажа сбитого советского самолета, ни каких известий не было.
Посетив школьный музей пос. Краснооктябрьского, мы обнаружили в нем, хранящуюся там дюралюминиевую деталь от неизвестного самолета. Это нас заинтересовало и позвало в поиск.
Опросили старожилов, узнали много интересного о героической обороне поселка в августе 1942 года. О том, как немцы расстреливали пленных красноармейцев на площади поселка, о том как пленные красноармейцы из Майкопского концлагеря вручную при помощи кирок, лопат и тачек строили дорогу на Апшеронск. Гравий брали из реки Курджипс. Немцы каждое утро привозили на грузовиках военнопленных строить дорогу. И наконец нашли живого свидетеля воздушного боя над Майкопом, в котором был поврежден советский самолет.
Им оказался житель поселка Краснооктябрьского Оглоблин Виктор Иванович, 1938 года рождения. Он рассказал как в августовский перегретый солнечный день 1942 года, они с матерью пасли на краю поля корову, возле сада Ясашного. И вдруг со стороны Майкопа воздух разорвали пулеметные очереди. Советский самолет в воздушном бою отражал атаки двух мессешмитов. После очередной атаки фашистов, из кабины, в которой сидел стрелок-радист повалил черный дым, и пулемет смолк. Самолет резко пошел на снижение и сел на поле у самого края сада Ясашного.
Немецкие стервятники увидев, что самолет горит, развернулись и улетели в сторону Майкопа. Из приземлившегося горящего самолета выпрыгнули два человека. Один из них был ранен. Стрелок- радист, по-видимому, погиб в самолете. Летчики подбежали к Виктору Ивановичу и его матери и сказали, чтобы они быстро отогнали корову, так как горящий самолет сейчас взорвется.
Виктор Иванович с матерью отвязали корову, и она понеслась домой. В этот момент прогремел страшный взрыв, и на месте самолета образовалась дымящаяся воронка. Толи от запаса боекомплекта из авиационных бомб, толи от взрыва бензобаков, самолет разметало по полю мелкими фракциями. Летчики ушли в лес в сторону поселка Тульского.
После взрыва самолета, местные жители нашли тело погибшего члена экипажа и похоронили его как безымянного воина, в братской могиле возле автобазы «Турист».
После войны на место крушения самолета приехали военные собрали крупные детали самолета и вывезли.
Поисковый отряд «Память» Совета ветеранов Республики Адыгея, провел осмотр места крушения самолета и обнаружил множество фрагментов воздушного лайнера. Все детали найденного самолета отправлены на экспертизу, с целью найти бортовой номер самолета, по которому в архиве фронтовой авиации, можно узнать фамилии экипажа и их судьбу.
Это только начало. Еще предстоит проделать большую работу по раскрытию военной тайны длиной в 79 лет. По предварительным данным поисковой операции, можно предположить, что это был советский фронтовой двухмоторный бомбардировщик Пе=2 несущий, на своем борту до 1 тонны авиабом и оснащенный несколькими пулеметами. Но точные данные будут известны, когда будет найден номер погибшего самолета. Поисковая работа отряда продолжается.
Совет ветеранов Республики Адыгея, обращается к жителям Майкопа и Майкопского района, о сообщении информации о судьбе экипажа. Может быть, старшее поколение помнит этот фронтовой случай в небе над Майкопом.
Иван Бормотов – секретарь Регионального отделения Российского военно-исторического общества в Республике Адыгея.